Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга - страница 75

^ Верпета Н.Г. учитель информатики МОУ «Гимназия» города Абакана Республики Хакасия Формирование информационно – коммуникативных компетенций во внеурочной работе обучающихся.

В последнее время особое внимание уделяется информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. И это неслучайно. Необходимо подготовить обучающегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия порождают зависимость информированности одного обучающегося от информации, приобретенной другими обучающимися. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания.

К сожалению, время, отводимое на изучение того или иного материала на уроке информатики в рамках школьной программы, недостаточно. Информационное пространство и техническое обеспечение гимназии позволило организовать внеурочную работу обучающихся на базе Инфо-центра гимназии. Так как уровень владения компьютером на разных этапах обучения различный, то были созданы лаборатории Инфо-центра на каждой ступени обучения:

Лаборатория инфо-центра «С компьютером на ты» направлена на первоначальное знакомство с компьютером. Так как нужна реализация, полученных теоретических знаний на практике, поэтому лаборатория тесно сотрудничает с МАН (Малая Академия Наук - созданное в гимназии научное общество учащихся младших классов). В МАН каждую четверть маленькие гимназисты получают задания по сбору материала на определенную тему, например: «Красная книга Хакасии», «Герои моей малой Родины», «Литературная гостиная».

Проводя свои первые исследования, создавая творческие проекты, маленькие «академики» получают возможность представить результаты своей работы в виде компьютерной презентации. Работа по созданию презентаций организована следующим образом:

Свои презентации маленькие «академики» часто используют при участии в городских и республиканских конкурсах.

Лаборатория инфо-центра средней ступени обучения «Реферат.ru» направлена на создание электронной библиотеки рефератов. Лаборатория тесно сотрудничает с клубом «Эрудит» (клуб интеллектуалов среднего звена), который в свою очередь определяет тематику рефератов, осуществляя первый этап в реализации создания базы данных рефератов.

Второй этап основан на подборке материала из библиотеки сети Интернет и учебной литературы по выбранной тематике.

Третий этап заключается в анализе полученных материалов, написание реферата по плану и набор текста с помощью текстового процессора Word.

Четвертый этап – защита работ на совместном заседании клуба «Эрудит» и лаборатории инфо-центра «Реферат.ru» в гимназии.

Проделав данную работу, обучающиеся учатся анализировать, выбирать нужный материал, представлять его в электронном виде, а также создают уникальную базу данных электронных рефератов в гимназии по различным предметам, что в дальнейшем используется всеми гимназистами при выполнении домашнего задания по многим дисциплинам (в частности, по истории, обществознанию, биологии, географии), а также в написании научных работ.

Лаборатория инфо-центра «Мир цифровых технологий » предпологает более высокий уровень владения ИКТ. Здесь обучающиеся продолжают работу лаборатории «Реферат.ru» - создан внутришкольный сайт «Реферат.ru», где помещены самые удачные рефераты, научно-исследовательские работы гимназистов.

В гимназии работает НОУ «UNIKUM» и лаборатория так же, как и другие, тесно сотрудничает с данным обществом, создавая совместные проекты. Понятно, что не каждый обучающийся занят написанием научно-исследовательской работы, ведь уровень обученности у всех разный. Для того, чтобы привлечь в нашу лабораторию большее количество учащихся, было решено дополнительно направить работу на создание фильмов, фото-коллекции по разным направлениям, что в дальнейшем облегчает работу «Пресс-центра» (входит в структуру инфо-центра) при выпуске печатных изданий. Также особое внимание уделяется технологии создания сайтов, как сказано выше, создан внутришкольный сайт «Реферат.ru», данный сайт – это не единственная работа гимназистов. Создан и обновляется сайт гимназии, который расположен в сети Интернет и входит в базу данных лучших сайтов России. Международные презентации-проекты старшеклассников «Моя Родина – Хакасия, Россия» отмечены в числе лучших в Париже в 2004 году, в Варшаве - в 2005, проект «С немецким вокруг света» признан лучшим в Абакане в 2006 году.

В результате внеурочной работе у выпускников сформированы информационно-коммуникативные компетенции, они владеют новыми технологиями, умеют отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, вести дискуссию, отстаивать свои позиции. А, значит, ребята подготовлены к жизни в информационном обществе, такому человеку будет проще реализовать себя.



7248290088461781.html
7248371216170267.html
7248484944829624.html
7248613084703621.html
7248769470031818.html