Сто великих мифов и легенд - страница 51


боевые трубы. Вышли оба войска навстречу друг другу. От великой тяжести

прогибается поле Куликово, реки выходят из берегов.

Князь Дмитрий Иванович, облаченный в булатные доспехи, объезжал полки и говорил

воинам, ободряя их к бою: "Братья мои милые! Встаньте за веру православную, за

святые церкви! Не смерть вы обретете, ажизнь вечную!"

Затем вернулся князь к своему знамени, переменил коня, снял княжеское оплечье,

надел простое платье - и встал в ряды воинов.

Закричали князьяибояре: "Не подобает тебе, великому князю, самомубить-ся! Тебе,

государь, подобает стоять на высоком месте и оттуда смотреть, как мы, слуги

твои, свою службу несем".

Дмитрий Иванович ответил: "Братья мои! Не хочу за вашими спинами хорониться.

Если погибну - то с вами, если жив останусь - с вами же!"

Туман рассеялся, и стало видно поле Куликово от краядо края. Двинулись русские

полки на врага. Татары навстречу идут, словнотемныйлес. Негде им развернуться -

самиотсво-ей тесноты задыхаются.

Хан Мамай с четырьмя ордынскими князьями с высокого холма наблюдал за началом

сражения.

По обычаю, бой подобало начать поединком. Из рядов татарского войска выехал

богатырь по имени Челубей и остановился, ожидая противника. Инок Пересвет, что

был в передовом полку, воскликнул: "Я готов сразиться с ним! Молитесьзаменя,

братья!". Он пришпорил коня и устремился к поскакавшему ему навстречу Челубею.

Так крепко

Битва на Куликовом поле. сшиблисьони.чтоедванепро-

МиниатюраХУПв изрукописи ломилась под ними земля - и

"Сказание о Мамаевом побоище" оба упали с коней мертвыми.

Закричали русские воины: "С нами Бог!" И началась великая битва.

Поперек поле Куликово - тридцать верст, в длину поле Куликово - сорок верст,

нотесно на нем могучим ратям. Сверканье мечей слепило глаза, будто солнце, копья

стучали подобно грому небесному. Потекли по полю кровавые реки, встали кровавые

озера.

Но вот - за грехи наши - стали одолевать нас поганые. Как скошеная трава, падали

русские воины под копыта вражеских коней. Сам великий князь Дмитрий Иванович был

тяжко ранен. Отовсюду наступали татарские полки, а русских становилось все

меньше и меньше.

Князь Владимир Андреевич и воевода Боброк-Волынец видели это из засады. Вскричал

Владимир Андреевич: "Воевода! Чего мы ждем? Скоро не к кому будет идти нам на

помощь, ибо все погибнут1"

Ответил Боброк-Волынец: "Еще не время, князь! А как придет наш час - всемерно

воздадим врагам!"

Со слезами молился Владимир Андреевич Господу: "Боже, отец наш! Мало показнив

нас, много помилуй! Не дай торжествовать врагам нашим!"

Плакали воины засадного полка, глядя, как гибнут их товарищи, и рвались в бой,

но Боброк-Волынецудерживал их, говоря: "Немногоужждать нам осталось!"

Наконец, татары стали изнемогать, и тут, по Божьему соизволению, переменился

ветер - подул русским в спину, татарам - в лицо.

Сказал Боброк-Волынец: "Приспело время!"

Громким голосом воззвал князь Владимир Андреевич: "Братья мои и друзья, князья и

бояре и все силы русские! За мною, на битву!"

Словно ясные соколы на журавлиное стадо ринулись воины из зеленой дубравы.

Падают под их мечами татары, как трава под косой, как лес под налетевшей бурей.

Закричали татары: "Горе нам, горе! До сего часа меньшие с нами бились, а теперь

старшие бойцы пришли!" - И обратились татары в бегство.

Увидел хан Мамай, что войско его разбито, вскочил на коня и с четырьмя

ордынскими князьями ускакал в степь. Погнались за ним русские воины, да не

догнали, потому чтоу Мамая и его князей кони были свежие, а у русских - уставшие

в бою.

Так закончилась великая Куликовская битва.

Владимир Андреевич встал под великокняжеские знамена и велел трубить сбор.

Воины, кто остался жив, начали собираться под знаменами своих полков. Ехали они

со всех сторон Куликова поля и пели стихи - мученические и богородичные.

Но ни с какой стороны не приехал к своему знамени князь Дмитрий Иванович. Долго

ждал его Владимир Андреевич, потом, рыдая сердцем, отправился искать великого

князя, расспрашивая, кто и когда видел его в последний раз.

Сказал один воин: "Я видел князя в пятом часу. Крепко бился он с врагами своей

палицей".

Другой воин сказал: "Я видел его в шестом часу. Он один сражался против

четырехтатар".

i

418

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

419

Сказал третий: "Я видел Дмитрия Ивановича перед тем, какударил засадный полк.

Был князь пеший, тяжко раненый".

Тогда все, кто мог ходить - и князья, и бояре, и простые воины - разошлись по

всему Куликову полю искать среди убитых Дмитрия Ивановича - живого или мертвого.

Два молодых воина спустились к реке - и увидели великого князя, лежащего под

иссеченной березой. Тяжко страдал он от раны, но был жив.

Быстро разнеслась радостная весть по полю. Собрались перед Дмитрием Ивановичем

князья и бояре, низко ему поклонились и сказали: "Радуйся, государь наш, ибо ты

победил врагов!"

От такой вести вернулись к великому князю силы. Поднялся он на ноги и

возблагодарил Бога: "Велик Господь и чудны дела Его!"

Подвели князю коня. Он сел в седло и поехал через поле Куликово. Не видно на

поле порожнего места, все оно усеяно телами павших. Множество полегло русских

воинов, всемеро больше -татар.

Едет Дмитрий Иванович по полю - и слезы омывают его лицо.

Вот лежат восемь князей Белозерских, а рядом - углицкий князь Роман и четверо

его сыновей, вот пятеро князей Ярославских, и князья Догобужские, и Глеб

Иванович - князь Брянский, и Михаил Андреевич Бренок, и Тимофей Валуй, с ним -

дворецкий его Иван Кожухов, и Троицкий инок Пересвет, а простых воинов -без

числа.

Двенадцать дней оставалось русское войско на Дону, двенадцать дней разбирали

тела убитых.

Князей, бояр и дворян отвезли в их вотчины к женам и детям, а простых воинов

похоронили здесь же, на Куликовом поле. Выкопали для них триста тридцать

братских могил, сверху насыпали высокие курганы.

Сказал князь Дмитрий Иванович: "Прощайте, братия! Суждено вам лежать на поле

Куликовом, между Доном и Непрядвой-рекой. Сложили вы головы за святую веру

христианскую. Вечная слава вам, и вечная память!"

Всего же пало на Куликовом поле русских воинов полтретья от ста тысяч и еще три

тысячи, а вживых осталось пятьдесят тысяч.

С великой славой вернулось русское войско в Москву.

Князь Дмитрий Иванович за победу над татарами на берегу Дона получил прозванье -

Донской, а его брат Владимир Андреевич - Храбрый.

^ ЧУДО ИЗБАВЛЕНИЯ МОСКВЫ ОТ РАЗОРЕНИЯ ОРДАМИ ХАНА ТАМЕРЛАНА

Летом 1395 года монгольский хан Тимур, по прозвищу Тамерлан, что значит Железный

Хромец, во главе полумиллионного войска переправился через Волгу, прошел

приволжские степи, разорил город Елец, пленив тамошнего князя, и устремился на

Москву.

Тамерлан гордо заявлял всему миру: "Судьба у меня в руках, и счастье всегда со

мной".

На Руси в нем видели второго Батыя и ждали такого же страшного разорения, как

сто шестьдесят лет тому назад. По словам автора древнерусского сказания, был

Тамерлан "вельми нежалостив, зело немилостив, лют мучитель, зол гонитель,

жестоктомитель". Ужас и отчаяние овладели москвичами. Все московские церкви были

открыты сутра до глубокой ночи, москвичи молились и готовились к неминуемой

смерти.

Но Московский князь, восемнадцатилетний Василий Дмитриевич, не поддался

всеобщему унынию. Помня славу своего отца, Дмитрия Донского, он стал готовиться

к обороне. Собрал большое войско, причем среди воинов было немало тех, кто

пятнадцатьлеттомуназад сражались на Куликовом поле, выступил из Москвы и встал

за Коломной на берегу Оки в ожидании неприятеля.

Аеще повелел князь митрополиту московскому Киприану послать людей во Владимир и

перенести отгуда в Москву старинную русскую святыню - чудотворную икону Божьей

Матери, называемую Владимирской по нахождению ее в Успенском соборе города

Владимира.

Еще вте времена, когда столицей Руси был Киев и никто не думал, не гадал, что

маленькойлесной крепости на берегу Москвы-реки суждено "царством быти,

государством слыти", константинопольский патриарх Лука Хризоверх прислал велико-

мукнязюкиевскомуЮриюДолгорукомубесценныйдар- чудотворный образ"Уми-

ление":Богородицадержитнарукахласковокнейприльнувшего младенца-Христа. По

преданию,написалэтотобразсвятойевангелистЛука,исама Богородица, увидев образ,

сказала: "Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святой иконой".

Юрий Долгорукий поставил икону в Вышгородском монастыре близ Киева.

Село Вышгород принадлежало сыну Юрия Долгорукого Андрею Юрьевичу. Князь Андрей,

человек мужественный и великодушный, был за свое благочестие прозван

Боголюбским. Он не любил Киева, раздираемого враждой и ненавистью младших

князей, не одобрял алчного честолюбия своего отца и в Вышгороде томился, как в

неволе. Андрей родился в Ростово-Суздальской земле, и северная Русь была его

сердцу милее, чем южная. В1155 году он покинул Вышгород и направился в Ростов

Великий. Как самую большую драгоценность князь Андрей увезс собой дар

константинопольского патриарха - образ Богородицы.

Не доезжая до Ростова, близ города Владимира, лошади вдруг встали, и никакая

сила не могла сдвинуть их с места. Пришлось там заночевать. Во сне князю Андрею

явилась Богородица и сказала, что чудотворный образ Ее должен остаться во

Владимире.

Князь послушался. Два года спустя, получив после смерти отца во владение

Ростово-Суздальскую землю, он сделал Владимир столицей своего княжества, а на

высоком берегу протекающей через город реки Клязьмы повелел построить

белокаменный храм дивной красоты, посвященный Успению Богородицы - и поставить в

нем чудотворную икону. С тех пор и стали ее называть Владимирской иконой Божьей

Матери.

За века существования тускнели и осыпались на иконе краски, и не раз приходилось

ее поновлять греческим, а потом и русским мастерам, но, наверное, действительно

была на ней особая благодать - она оставалась такой же прекрасной и

одухотворенной.

420

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

421

При Андрее Боголюбском Владимирское княжество стало первым среди русских

княжеств, подчинив себе даже древний Киев. Главная святыня новой столицы - икона

Владимирской Божьей Матери - стала почитаться как покровительница и защитница

всей русской земли.

В1164 году, идя в поход на волжских болгар, Андрей Боголюбский взял эту иконус

собой. Перед решительным боем воины целовали ее, восклицая: "Всяк уповающий

наТя, Владычица, не погибнет!" Апосле победы, когда перед иконой прямо на поле

сражения служили благодарственный молебен, от иконы заблистал небесный свет,

озарив все далеко вокруг.

Андрей Боголюбский княжил почти двадцать лет, но в 1175 году недовольные им

бояре составили заговор и в глухую полночь, вломившись в княжескую опочивальню,

убили князя.

Поутру, когда весть об убийстве распространилась по городу, вспыхнул мятеж.

Лихие люди бросились громить княжеский дворец, грабить казну. Их пример увлек

простой народ. Грабежи и убийства начались по всей округе.

Мятеж разрастался -и некому было его унять.

Тогда священники, облачившись в парадные ризы, вынесли из Успенского собора

образ Богоматери и торжественно пронесли его по улицам, среди царящего там

неистовства. И мятеж утих сам собой.

В1237 году черною тучей хлынули на Русь свирепые полчища Батыя, сметая все на

своем пути и оставляя после себя "токмо дым, землю и пепел". Разорив Рязань и

Москву, враги захватили Владимир. Владимирцы укрылись в Успенском соборе, татары

обложили его хворостом-и подожгли.

Множество народу погибло в огне, задохнулось в дыму. Собор был разграблен,

Батыевы воины унесли церковную утварь и священные облачения, сорвали драгоценную

ризу и с чудотворной иконы.

Но сама она, среди пепелища и разорения, была невредима, вселяя в тех, кто

остался в живых, мужество и надежду.

Шли годы. Русские земли объединились вокруг новой столицы - Москвы, и русское

войско уже могло дать отпор неприятелю. В1380 году московский князь Дмитрий

Иванович разбил татар на Куликовом поле. Казалось, что полное освобождение

близко, но вот над Россией нависла новая угроза - нашествие Железного Хромца,

жестокого Тамерлана.

Московские послы прибыли во Владимир - за чудотворной иконой. Владимирцы со

слезами провожали свою святыню. Почти две недели на руках несли икону

Владимирской Богоматери от Владимира до Москвы. По обе стороны дороги стояли

толпы народу и, преклоняя колени взывали: "Матерь Божия, спаси землю Русскую!"

26 августа икона прибыла в Москву. Москвичи вышли встречать ее за город, на

Кучково поле (нынешний район Сретенского бульвара "Весь град изыде про-тиву

иконы на сретенье ея, - говорит летописец. -Мужи и жены, юноши и девы, дети и

младенцы, сироты и вдовицы от мала до велика со кресты и со иконы, со псалмы и

со песньми духовными".

На Кучковом поле перед иконой отслужили молебен по случаю ее благополучного

прибытия в Москву, потом снова подняли на руки, в сопровождении ликующей толпы

торжественно понесли в Кремльиустановили вУспенском соборе.

Святые покровители Московские в молении перед Владимирской иконой. Прорись иконы

XVII в.

Теперь, чувствуя себя под защитой Богородицы, москвичи ободрились - и уже с

надеждой ждали вестей из военного лагеря от своего князя.

Наконец, известие пришло. Было оно радостным и удивительным: Тамерлан без боя

повернул свои войска к югу - и ушел из российских пределов.

Историки до сих пор не могут точно сказать, что побудило Тамерлана поступить

подобным образом. Современники же свято верили, что произошло чудо: говорили,

что в тот самый день, когда в Москве встречали икону Владимирской Богоматери,

Тамерлану явилась во сне Лучезарная Жена, окруженная сиянием и сонмом ангелов с

огненными мечами. Подняли ангелы свои мечи и обратили их против Тамерлана. В

ужасе проснувшись, Тамерлан созвал своих мудрецов и гадальщиков и стал

спрашивать, что значит сей сон и кто та Лучезарная Жена. Ответили мудрецы и

гадальщики: "То мать христианского Бога, заступница русских, и сила ее

неодолима". Испугался Тамерлан - и повернул свои несметные войска назад.

"Бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!" - записал летописец.

В том же году на Кучковом поле, там, где москвичи встречали чудотворную икону,

была поставлена церковь Владимирской Богоматери, а вскоре основан

422

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

423

монастырь, названый Сретенским в честь установления в Москве праздника Сретения

(встречи) иконы Пресвятой Богородицы Владимирской. С тех пор каждый год 26

августа из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь устраивался

торжественный крестный ход.

О чудесном избавлении Москвы отТамерлана сообщают летописи, а в XV веке об этом

событии была написана повесть, имевшая большое распространение по всей Руси и

дошедшая до нашего времени в большом количестве списков.

В1480 годунаРусьдвинулсяханАхмет.ОнвсталлагеремнарекеУгре,при-токе Оки, в

ожидании подкрепления от литовского князя и польского короля. Русское войско

стояло напротив, на другом берегу.

В московских храмах служили молебны перед чудотворными иконами и особенно -перед

Владимирской иконой Божьей Матери.

И вдруг хан Ахмет, как и Тамерлан сто лет тому назад, поднял свое войско и увел

его, не принимая боя.

Современники объясняли это новым заступничеством Богородицы, аУгру стали

называть "поясом Богоматери".

"Стояние на Угре" положило конец татаро-монгольскому игу. Карамзин писал:

"Митрополитустановил особенный ежегодный праздник Богоматери и крестный ход июня

23 в память освобождения России от ига монголов: ибо здесь конец нашему

рабству".

До 1918 года икона Владимирской Божьей Матери пребывала в Успенском соборе

Московского Кремля, после установления советской власти была передана в

Исторический музей, а в 1930 году - в Третьяковскую галерею. В1994 году был

возвращен верующим и отреставрирован храм Николая в Толмачах (XVII век),

находящийся на территории Третьяковской галереи - ив настоящее время чудотворная

икона Владимирской Божией Матери находится в этом храме.

Сказания о Святых

Почитание святых пришло на Русь из Византии в X веке - одновременно с принятием

христианства.

Описание жизни святых-жития, переведенные с греческого языка, были самыми

читаемыми книгами. Образы святых праведников прочно вошли в народное сознание

как идеал нравственной силы и чистоты, справедливости и милосердия.

Наряду с каноническими, церковными житиями на Руси стали складываться народные

сказания о святых в традициях устного народного творчества. По словам профессора

К.С. Шамбинаго византийские жизнеописания святых "обжились в новой среде,

превратились в произведения национальные".

Русские сказания о святых бытовали в форме легенд и в форме так называемых

"духовных стихов". Этими сказаниями восхищался Пушкин и писал, что они заключают

в себе "много истинной поэзии".

Со времени принятия Русью христианства клику святых было причислено

немало русских людей - мучеников, пострадавших за веру в период установления

христианства и во время татаро-монгольского ига, праведников, просветителей,

религиозно-культурныхдеятелей. Их жития, будучи письменными памятниками и

нередко являясь замечательными произведениями древнерусской литературы, по сути

близки к историческим преданиям, в их основе лежат местные легенды (каквжитии

Алимпия Печерского, сказании о Петре и Февронии Муромских), или живые

воспоминания людей, лично знавших святого (каквжити-ях Сергия Радонежского и

Стефана Пермского).

^ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Святой Георгий - один из самых почитаемых святых во всем христианском мире. Но

особенной любовью пользовался он на Руси.

Каноническое житие рассказывает, что святой Георгий родился во второй половине

III века в малоазийской провинции Римской империи Каппадокии. Будучи знатного

рода, он поступил на военную службу, проявил себя храбрым воином и, несмотря на

молодость, получил высокий чин военного трибуна. Но однажды на него снизошло

просветление, онуверовалвоХристаи, приняв христианство, покинул службу, раздал

свое имущество бедным и стал проповедовать христианскую веру.

По приказу римского императора Диоклетиана -жестокого гонителя христиан -

Георгия арестовали и подвергли мучениям, требуя отречься от Христа. Но Георгий

остался непоколебим в своей вере - и был казнен. Христианская церковь причислила

его клику святых.

На Руси наряду с каноническим житием святого Георгия издревле бы-

товалинародныесказанияонем -духовные стихи. Духовные стихи были одним из жанров

устного народного творчества, их исполняли странствующие певцы-сказители -

"калики перехожие". В духовных стихах святые приобретали черты сказочных героев,

а иногда и мифологических персонажей, родственныхдревнимязьнеским богам,

повелителям природных сил.

Официальная церковь строго противопоставляла христианство язычеству, но в

народном сознании языческие и христианские представ- Чудо святого Георгия

о змие. Икона XVв.

424

^ 100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД

СКАЗАНИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

425

ления очень долгое время мирно уживались, создавая единый и величественный образ

гармонии мира.

В одном из духовных стихов о святом Георгии он как типичное языческое божество

7250004525603237.html
7250160954447544.html
7250270792449137.html
7250389159440425.html
7250458640695375.html