Краткая характеристика программы по профессиональной ориентации Часть Описание программы развития профессиональной зрелости: теоретическое - страница 4

^ Часть 2. Программа занятий по профессиональном ориентации Первое занятие. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения
Цели: знакомство участников группы; введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения. ^ Задачи ведущих:

• познакомить с правилами ведения группы;

• ввести в проблему профессионального самоопределения;

• заполнить информационную карту — формирование пер­вых умений по анализу необходимой информации.

Техники: «Знакомство», «Составление информационной кар­ты», «Невербальное общение».

^ Необходимое оборудование: тетради для записей и выпол­нения заданий, с которыми участники группы будут приходить на каждое занятие, ручки.

Ход занятия

Вступление ведущих (10-15 мин)

Вступление посвящено ознакомлению участников группы с принципами организации подобных групп и правилами их веде­ния. В начале ведущие должны кратко представиться. Задача вступления: добиться возникновения у участников группы фор­мирования начал мотивации на работу по самопознанию и на ак­тивное участие в ней.

«Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, — почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что только находясь лицом друг к другу, имея возможность ви­деть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в про­блемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чув­ствовать себя равноправным членом нашего круга. Вступление в профессию предполагает и вхождение в мир взрослых как равного. У многих молодых людей процесс этот проходит очень болезненно и растягивается иногда на долгие годы. В школе и среди родителей у вас мало возможностей понять законы общения на равных. Чаще всего люди, особенно подростки и юноши, принимают крайние роли — подчиняющихся или повелевающих. К этому их вынуждает положение.

Наш круг, его члены, дадут вам возможность понять, каков каждый из вас в равном общении. Таким образом постепенно у нас возникнет как бы модель взрослого общества, в которое вы очень скоро вступите. Вы и сейчас являетесь членами разных групп — школьного класса, своей дружеской компании, кружка или секции, где занимаетесь. В каждой группе вы ведете себя по-разному: в одной из них вас принимают, вы нужны другим, в другой вы находитесь в роли подчиненного, в третьей вовсе не интересуются вами как человеком, а лишь требуют от вас знаний и т.д. В силу своего малого опыта вы часто не в состоянии по­нять, почему, по каким причинам вас принимают в одном кругу и отвергают в другом. А понять это необходимо, чтобы уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Дело в том, что на протяжении всей жизни вы всегда будете членом какой-либо группы.

Человек формируется, развивается и живет в обществе. Вне общества развитие невозможно. Даже школьники могут разви­ваться либо посредством чтения книг (ранее созданных обще­ством), либо познавая окружающий мир теми способами, кото­рые они усвоили в детстве, опять-таки среди других людей. Но при этом личностью обычно считается человек, не утративший собственной индивидуальности и неповторимости. Нащупать ба­ланс между общественным и личным сознанием непросто. Наш круг, в котором все отношения будут более открыты и сконцентрированны, даст вам такую возможность. Не для всех понима­ние себя как члена общества окажется радостным, но польза бу­дет для каждого — оно даст четкое и ясное направление для самосовершенствования. Наша задача как ведущих — дать вам способы развития себя.

Наша группа небольшая, поэтому вы сможете услышать и понять каждого и получить мнение о себе (или, как мы гово­рим, обратную связь) от всех. Иногда обсуждение может пока­заться немного затянувшимся, но только такое неспешное обще­ние поможет нам понять себя и других. Круг — редкая для со­временного человека возможность неторопливого общения, в котором вы сможете воспринять себя в разных ситуациях, по­нять свои отношения с другими и к самому себе, приобрести активный опыт поведения в обществе и смоделировать некото­рые ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни.

Цикл наших встреч рассчитан на 10 занятий по 2 часа. Встре­чаться мы будем по 2-3 раза в неделю, т. е. нам предстоит проработать вместе 4 недели. У каждой встречи будет своя тема. При­мерно половина занятий посвящена лучшему пониманию себя, другая половина — развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и в продвижении по профессиональному пути. Но, участвуя в занятиях, всегда помните, что все правила, при­емы, знания по выбору профессии вы сможете применить в лю­бой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, ко­торые мы будем обсуждать, едины для всех ситуаций. Поэтому на модели выбора профессии мы будем тренироваться в совершении любого жизненного выбора, касающегося семьи, ваших будущих детей, работы, места жительства и т. д.

У таких групп, как наша, существуют определенные правила. Их соблюдение будет способствовать успешности работы». (Пра­вила ведения группы — см. главу 2, с. 29-31.)

^ Техника «Знакомство» (1 час)

Задачи: познакомить участников группы друг с другом; дать им возможность почувствовать, какие они при общении в первичной ситуации.

Ведущие могут фиксировать основные факты с тем, чтобы выйти на последующее общение в непривычной ситуации и объяс­нить психологическую суть профессионального самоопределения.

Инструкция. «Каждый из нас, включая и ведущих, в течение 3-5 мин расскажет о себе то, что хотел бы сказать незнакомому человеку. После того как мы выслушаем рассказ одного челове­ка, каждый из нас может задать ему вопросы». Ведущие могут задавать уточняющие вопросы.

• Расскажите о своих сильных и слабых сторонах.

• Что вы можете рассказать о своих интересах и увлечениях?

• Назовите свое имя, сколько вам лет, где вы учитесь?

• Почему вы пришли на эти занятия, что вы надеетесь здесь получить или узнать?

• Расскажите о своих мыслях, связанных с выбором про­фессии и т.д.

В ходе обсуждения каждый должен ответить на следующие вопросы:

1) Как вы себя чувствовали, рассказывая о себе?

2) Чем вызвано такое поведение?

3) Как вы себя чувствовали, задавая вопросы другому чело­веку о нем самом?

4) Что легче — рассказывать о себе или самому задавать вопросы? Чем это вызвано?

5) При рассказе о себе удавалось ли анализировать свое пове­дение?

6) Понравилось ли вам собственное поведение, манера и суть рассказа о себе? С чем это связано? Обсуждение лучше делать после небольшого перерыва.

^ Психологическая суть профессионального самоопределения

(10-15 мин)

Задачи: повысить ответственность в профессиональном само­определении; дать понять, что профессиональное самоопределе­ние — алгоритм, который можно освоить, а освоив, использовать его и избежать при этом множества ошибок.

^ Слово ведущего. «Основная тема наших встреч — понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого понимания сделать выбор профессии. Поэтому сейчас мы поговорим о том, что такое выбор профессии с психологической точки зрения, какова его структура. Но начнем мы с понятия «профессиональный путь». Существует такое мнение, что, выбирая профессию, человек вы­бирает себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется много­численными примерами.

Достаточно назвать уже хрестоматийные. Так, когда мы гово­рим: «Он работает геологом (или полярником)», то мысленно выстраиваем себе и образ жизни такого человека. Наши исследо­вания со студентами и абитуриентами ЯрГУ показали, что на отделение «Бухгалтерский учет» экономического факультета очень часто (гораздо чаще, чем на другие) поступают девушки, абсо­лютно не интересующиеся экономикой и математикой. Они выби­рают образ профессии — спокойную, не требующую большой отдачи профессию бухгалтера, которая позволит им быть еще и женщиной — женой, матерью, хозяйкой дома. Таким образом, уже в самом начале, на этапе выбора, они выстраивают не только свой профессиональный, но и жизненный путь.

Речь идет не только о выборе профессии, но и о прогнозирова­нии того, что ждет каждого из вас дальше, после того, как вы нач­нете работать или учиться. Если анализировать человеческие жиз­ни, то они оказываются похожими друг на друга: все мы рождаем­ся, учимся, вступаем или нет в общественные организации, имеем друзей, создаем семью, работаем, уходим на пенсию и т.д. Таким образом, жизнь каждого из нас складывается, с одной стороны, из стандартных событий, с другой стороны — из индивидуальных, являющихся вехами на пути только данного конкретного человека.

В то же время к стандартным событиям каждый человек отно­сится по-разному. К примеру, если мы попросим нескольких взрослых людей рассказать, почему они поступили именно на эту работу, то услышим различные ответы: «Больше некуда было податься», «Друг посоветовал», «Попал по распределению» или полное пере­числение причин выбора своей работы.

Попробуем разобраться в возможных причинах такого объяс­нения своего выбора. О чем говорит высказывание «Больше не­куда было податься»? Отнюдь не о безвыходности положения, а о том, что человек не анализировал ситуацию и прежде всего не собирал сведений (информацию) о возможных местах приложе­ния своих сил. Только человек, владеющий информацией, может принимать реальные решения. Это относится не только к выбору профессии, но и к любой сфере нашей жизни. Сказать конкрет­но, какая информация нужна при выборе профессии, очень слож­но. Но обязательно нужны знания, во-первых, о мире профессий в целом: его сферах, законах, по которым он живет, и, во-вто­рых, специфические для данного человека: какие области мира профессий соответствуют интересам, способностям, знаниям лич­ности; что нужно сделать, чтобы осуществить свой выбор.

Таким образом, первый «кирпичик» структуры профессиональ­ного выбора — наличие информации, или информированность.

Фраза «Больше некуда было податься» говорит о пассивном отношении человека к своей судьбе. Он не чувствует себя хозяи­ном своей жизни, не ценит себя как человека, как личность. Раз­бору причин такого отношения к себе у нас будет посвящено несколько встреч. А сейчас мы усвоим только одно: человек не ценит себя, если не чувствует своей автономности. Что такое ав­тономность? Коротко говоря, это понимание, с одной стороны, своей принадлежности к миру людей, а с другой — того, что каждый человек и «Я» в том числе — индивидуален и неповто­рим; понимание своих сильных и слабых сторон: умение опреде­лить их в себе и использовать наилучшим образом, знать, как ими управлять; понимание, что только сам человек — хозяин своей судьбы, только он в состоянии сделать себя счастливым и удачливым и добиться всего, что наметил. Узнавая себя, чело­век получает возможность формировать себя в соответствии со своими намерениями. Автономность — второй «кирпичик» струк­туры профессионального выбора.

От уровня автономности зависит умение принимать решения. По сути, выбор профессии — это решение, которое принимает человек. Но принимать решение, т. е. брать на себя ответст­венность, может только автономный человек. Принимая реше­ние, человек на основе анализа выбирает путь для дальнейшего развития и совершенствования. Отказ от принятия решения, желание пустить дела на самотек всегда ведет к регрессии и деграда­ции личности. У принятия решения есть свой алгоритм. Его разбо­ру и применению будет посвящена отдельная встреча. Сегодня мы с вами просто запомним, что третий «кирпичик» — это умение при­нимать решение.

Мы уже говорили о том, что жизнь человека — это непрерыв­ный процесс. Каждый настоящий момент — результат всего уже происшедшего с нами и он обязательно влияет на будущее. По­этому нельзя рассматривать выбор профессии как нечто отдель­ное, ни с чем не связанное. Принимая решение, мы анализируем прошлое, но при этом мы обязательно заглядываем и в будущее, т. е. планируем. Во всем цивилизованном мире существует тер­мин «планирование жизни, планирование профессионального пути». Не надо воспринимать его как жесткое расписание, хотя и такой вариант возможен. Наиболее типичен другой вид плани­рования — определение образа жизни, какого человек хочет дос­тичь в 30, 40, 50 лет, и путей (конкретных) его достижения, а также промежуточных сроков.

Чтобы было яснее, разберем пример. Молодой человек хо­чет к 35-40 годам быть преуспевающим врачом — хорошим спе­циалистом, к которому трудно попасть на прием, и обеспечен­ным человеком. Это планируемый образ. Теперь планируемые шаги: поступление в медицинский вуз, успешная учеба в нем и успешное окончание; поступление на работу либо в солид­ную клинику, где есть возможность продвижения, либо туда, где возможна обширная самостоятельная практика. Причем это надо сделать к 25-26 годам, иначе к желаемому сроку не на­копится достаточный опыт. Повышение квалификации. Это все относится к профессионализму. Для достижения материально­го благополучия надо иметь либо ученую степень, либо заняться частной практикой. Кроме того, в имидж преуспевающего че­ловека входит еще и наличие счастливой семьи. И так далее. Таким образом, четвертым «кирпичиком» является умение планировать.

И наконец пятый «кирпичик» — эмоциональное отношение к выбору. Каким тоном можно произнести фразу «Больше неку­да было податься»? Скорее всего, удрученным, как минимум без­различным.

Страх перед выбором, страх перед началом самостоятельной жизни, безразличие, излишняя восторженность препятствуют адекватному выбору. Более полезно ровное отношение, радость от достигнутого, то, что называется «здоровая злость, здоровый азарт» и т.д. Они увеличивают силы человека».

^ Техника «Составление информационной карты» (30 мин)

Задачи: практически закрепить полученные знания; повы­сить активность участников группы в поиске необходимой ин­формации.

Упражнение выполняется письменно.

Инструкция. «Только что мы говорили о тех знаниях и каче­ствах, которые необходимы при выборе. А теперь от абстракт­ных знаний перейдем к конкретному анализу. Начнем с первого «кирпичика» — информированности. Возьмите ручки и тетради и заполните таблицу как можно подробнее и четче, поскольку дальше мы продолжим работу с ней.

^ Информационная карта оценки мира профессий

Что мне интересно знать или делать?

В какой профессии я этого смогу достичь?

Что мне нужно для получения этой профессии?











Записи в таблице должны располагаться блоками «интерес — профессия — необходимые шаги». Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальны они или нет. Вы опреде­ляете максимально широкое поле ваших интересов. В ходе пос­ледующих занятий это поле мы будем сужать, дополнять, изме­нять. Эта таблица — заготовка для нашей будущей работы. На работу вам отводится 25 мин. Если будут возникать вопросы — задавайте их сразу».

В ходе работы ведущие отвечают на вопросы, просят вспом­нить все, что интересовало человека в детстве и юности, все его мечты, связанные с профессией. Если остается время, можно про­вести краткое обсуждение наиболее часто встречавшегося вопро­са или провести игру «Полет фантазии»: участники дополняют фразу «Я хочу...» и набирают как можно больше вариантов. Вы­игрывает тот, кто набрал и записал наибольшее количество вари­антов. При низкой активности группы с этой игры можно начать заполнение таблицы. Но важно, чтобы кроме фантастических в таблице присутствовали и реальные варианты.

^ Техника «Невербальное общение» (15 мин)

Задачи: дать общее представление о роли невербального обще­ния; использовать двигательную технику для поддержания инте­реса и внимания.

Если не остается времени, упражнение не выполняется.

^ Вступление ведущего. «А теперь мы с вами вернемся к нача­лу нашего разговора, когда мы говорили о том, что члены круга послужат как бы зеркалом для каждого из нас. Наш образ само­го себя формируется в общении с другими людьми. Но очень часто люди совершают ошибку, считая общением лишь разгово­ры. Огромную часть сигналов о своем состоянии, отношениях мы подаем жестами, движениями, мимикой, т. е. невербально.

Примеры невербального общения: а) противоречие жеста и слов; б) некоторые типичные позы (1-2 примера истолкования поз). Для того чтобы понять невербальное общение глубже, мы выполним одно упражнение».

Инструкция. «Одного из нас мы выберем ведущим. Мы завя­жем ему глаза. Его задача: придумать, каким образом, по како­му признаку можно разделить людей на две группы, не разгова­ривая с ними. После того как он придумает основание для клас­сификации, он вытянет руки вперед, ладонями вверх. Задача всех остальных — по очереди подойти к ведущему и положить ему на ладони свои. Делать все это надо в полной тишине, чтобы ведущий не понял, кто именно перед ним».

Ведущий разделяет людей на две группы — налево и напра­во. Ощупывать ладони или делать какие-то еще движения при этом нельзя.

В качестве ведущих должны побывать 3-4 человека. Веду­щие группы также участвуют в упражнении.

Обсуждение после этого ведется по нескольким пунктам.

1) Основания классификации и что за психологический смысл несут выдвигаемые классификации. Например: «руки дро­жат — не дрожат» — боязнь оценочных ситуаций; «руки кладут уверенно — неуверенно» — особенности характе­ра, которые за этим кроются.

2) Каждый ли из присутствующих был согласен с тем, что его определили в данную группу?

3) Согласны ли были все, что данный человек попал именно в эту группу?

Резюме (1-2 мин)

В нем стоит кратко повторить основные из обсуждавшихся тем, а также выразить надежду, что хотя первое занятие могло показаться несколько затянутым, оно было познавательным и способствовало тому, чтобы и дальше быть участником группы.

В конце каждого занятия участники группы получают домаш­нее задание.

^ Домашнее задание

Еще раз проанализировать информационную карту и дополнить ее пунктом: какие книги необходимо прочитать для знакомства с наиболее интересующими вас профессиями. Прочитать хотя бы одну книгу.

7252839251623924.html
7252893341362712.html
7253004429949112.html
7253085588621731.html
7253173573828113.html